Incoterms. Руководство по условиям поставок

Incoterms 2020 - актуальная информация для логистики и международной торговли.

Каждый участник ВЭД должен разбираться в условиях Инкотермс,
так как они влияют на финальную стоимость товара. Если не знать
детали, то можно попасть на непредвиденные расходы.

Что такое Incoterms?

Incoterms (International Commercial Terms) — международные правила, регулирующие распределение обязанностей, расходов и рисков между продавцом и покупателем. Они отвечают на ключевые вопросы:

  • Где и как передается товар?
  • Кто оплачивает транспортировку, страхование и таможенные процедуры?
  • В какой момент риски ущерба переходят от продавца к покупателю?

Инкотермс 2020 включает 11 терминов, разделенных на две группы. Правильный выбор условия минимизирует споры и оптимизирует затраты.

Группа 1: Правила для любого вида транспорта

Подходят для мультимодальных перевозок (авто, ж/д, авиа, морские контейнеры).

EXW (Ex Works — Франко завод)

Суть: Продавец предоставляет товар в своих помещениях (склад или завод). Покупатель берет на себя все расходы и риски с момента погрузки.
Обязанности продавца:
• Подготовка товара к отгрузке.
• Уведомление о готовности.
Обязанности покупателя:
• Организация транспорта, погрузки, экспортной очистки.
• Таможенные пошлины, страхование.
Переход рисков: При передаче товара на складе продавца.

Пример: Производитель в Китае отгружает товар со своего завода. Покупатель из г. Новосибирска передает нам контакт продавца и мы организуем вывоз груза на наш склад и начинаем готовить документы.
Желательно, проводить инспекцию перед отгрузкой товара. Забор
груза не включает в себя проверку товара. Забираем груз согласно
документам на отгрузку

FCA (Free Carrier — Франко перевозчик)

Суть: Продавец доставляет товар указанному перевозчику или место назначенному покупателем (склад, терминал).
Обязанности продавца:
• Экспортная очистка.
• Доставка до перевозчика.
Обязанности покупателя:
• Основная перевозка, импортные процедуры, страхование.
Переход рисков: После передачи перевозчику.

Пример: Поставка оборудования из г. Ухань на склад нашей компании в г. Маньчжурия для дальнейшей перевозки в РФ.

CPT (Carriage Paid To — Перевозка оплачена до)

Суть: Продавец оплачивает доставку до пункта назначения, но риски переходят при передаче первому перевозчику.
Обязанности продавца:
• Организация и оплата перевозки.
• Экспортное оформление.
Обязанности покупателя:
Страхование, импортные процедуры, разгрузка.
Переход рисков: После первой погрузки от поставщика.

Пример: Доставка электроники из г. Шэньчжэнь в Москву без страхования.

CIP (Carriage and Insurance Paid To — Перевозка и страхование оплачены до)

Суть: Аналогичен CPT, но продавец страхует груз (минимальное покрытие — 110% стоимости).
Обязанности продавца:
• Оплата перевозки и страхования.
Обязанности покупателя:
• Разгрузка.
• Импортное оформление.
Переход рисков: В момент передачи продавцом товара перевозчику.

Пример: Поставка медицинского оборудования из Пекина в г. Екатеринбург с полной логистикой.

DAP (Delivered at Place — Поставка в месте назначения)

Суть: Продавец доставляет товар в указанное место без разгрузки.
Обязанности продавца:
• Доставка до пункта, экспортные формальности.
Обязанности покупателя:
• Разгрузка, импортное оформление.
Переход рисков: При прибытии в пункт назначения.

Пример: Доставка мебели из г. Гуанчжоу в г. Красноярск с выгрузкой покупателем.

DPU (Delivered at Place Unloaded — Поставка в месте разгрузки)

Суть: Продавец доставляет и разгружает товар в согласованном месте.
Обязанности продавца:
• Доставка, разгрузка, экспортные процедуры.
Обязанности покупателя:
• Импортная очистка.
Переход рисков: После полной выгрузки в месте назначения.

Пример: Поставка станков из г. Шанхай в г. Казань с разгрузкой на складе.

DDP (Delivered Duty Paid — Поставка с оплатой пошлин)

Суть: Продавец берет на себя все расходы, включая импортные пошлины.
Обязанности продавца:
• Полная доставка «под ключ».
Обязанности покупателя:
• Приемка товара.

Пример: Поставка товара для Маркетплейсов из Китая в Россию “от двери до двери” с таможенным оформлением.
Именно на этом условии мы заключаем контракт “под ключ”. Мы передадим Вам товар с документами в указанном месте.

Группа 2: Правила для морского и речного транспорта

Используются для перевозок судами (в т.ч. навалочные грузы, нефть, зерно).

FAS (Free Alongside Ship — Свободно вдоль борта судна)

Суть: Продавец доставляет груз к борту судна в порту отправления.
Обязанности продавца:
• Экспортная очистка, доставка к причалу.
Обязанности покупателя:
• Погрузка на судно, фрахт, страхование.

Пример: Поставка леса из РФ в порт Владивосток.

FOB (Free On Board — Свободно на борту)

Суть: Продавец грузит товар на борт судна.
Обязанности продавца:
• Погрузка
• Экспортные процедуры.
Обязанности покупателя:
• Фрахт судна 
• страхование 
• импортное оформление

Пример: Экспорт авто из Китая с погрузкой в порту г. Шэньчжэнь.
Также часто используем это условие, при мультимодальных перевозках через Владивосток. Контейнерные перевозки чаще всего возим через Владивосток или прямым поездом в Москву.

CFR (Cost and Freight — Стоимость и фрахт)

Суть: Продавец оплачивает доставку в порт назначения, но без страхования.
Обязанности продавца:
• Фрахт судна, экспортные формальности.
Обязанности покупателя:
• Страховка, импортные расходы.

Пример: Поставка угля из России в Китай г. Шанхай.

CIF (Cost, Insurance and Freight — Стоимость, страхование и фрахт)

Суть: Продавец оплачивает перевозку и страховку до порта назначения.
Обязанности продавца:
• Фрахт, минимальная страховка, экспорт.
Обязанности покупателя:
• Импортные процедуры.
Переход рисков: После полной погрузки

Пример: Продажа продуктов питания из России в Китай.

Мы также занимаемся экспортом из России в Китай продуктов
питания. Помогаем малому бизнесу выйти на рынок Китая со
своими товарами. 
Наша Китайская компания может выступать, как импортер в Китае
для дальнейшей реализации. Имеем опыт в оформлении
продуктов для Китая и можем взять под ключ весь процесс.

Incoterms. Как выбрать подходящий термин?

Для продавца: EXW или FCA — минимум ответственности.
Для покупателя: DDP или CIP — максимальная простота.
Критерии: Вид транспорта, таможенные нюансы, опыт в логистике.

Важно! Инкотермс не регулируют:
• Переход права собственности.
• Условия оплаты.
• Санкции за нарушение контракта.

Заключение

Правильный выбор термина Incoterms 2020 снижает риски и
повышает прозрачность сделки. Для сложных поставок
рекомендуем консультации с логистическими экспертами.
Узнайте, как оптимизировать ваши цепочки поставок —
свяжитесь с нами!

Почти все поставщики в Китае работают по двум основным условиям: EXW и FOB. Если вы заключаете контракт с нами, то мы можем вам организовать поставку по любым условиям вплоть до DDP (под ключ). При экспорте в Китай чаще используют CIF! (Но есть много нюансов при работе с китайскими компаниями)
Маньчжурский путь